четверг, 9 августа 2012 г.

Луис Бунюэль – французский кинорежиссер.



Познакомится с кинорежиссером мне угораздило наоборот - от конца к началу. Первым фильмом для меня из его 32 стал последний «Смутный объект желания» (1977). На первый взгляд особо не впечатлил, я даже начала сомневаться в  такой мировой значимости Бунюэля. Забавным правда показалось, что в этом фильме одну женскую роль исполняло сразу две актрисы, я пыталась найти этому существенное оправдание. В итоге за уши притянула версию, что душа героини раздваевается на светлую и темную сторону. Имеет как бы свое второе Я. Одно Я – светлое, доброе, отзывчивое, целомудренно красивое, а второе Я – развратное, алчное, жаждущие интриг и издёвок. И для того, чтобы подчеркнуть эту двоякость режиссеру и понадобилось две актрисы разной типажности. Но только когда я вывела это оправдание, случайно прочла не помню где о том, что в середине съемок первая актриса отказалась играть, и Бунюэлю ничего не оставалось как взять еще одну исполнительницу и спасти таким способом фильм. После этого я совсем не восприняла и не захотела понимать смысл фильма «Скромное  обаяние буржуазии» (1972),  над которым так откровенно смеялся мой папа. Только потом я поняла, куда они все время идут по несканчаемой трассе в степи.  Изначально меня раздражал этот кадр, который периодически врывался   в фильм на всем его протяжение. И теперь мне тоже хочется смеяться, когда я возобновляю в памяти сон, который снится одновременно всем героям кинокартины. А сон про то, как они всей своей компанией приходят на званый вечер к знаменитому чиновнику, его нет дома, все садятся за стол, начинают ужин, и неожиданно открываются кулисы, они оказываются на сцене театра, а огромная толпа из зрительного зала наблюдает за тем, как представители буржуазии принимают пищу.
Постепенно меня привлекло  еще несколько фильмов Луиса,  по той причине, что на  обложке  диска была указано  имя Катрин Денёв. С ее искусством я была знакомо мало. Но зато очень любила и люблю фильмы Феллини, где много снимался Марчелло Мастрояни, замечательный актер и прекрасной внешности мужчина. Мастрояни, пользовался огромным успехом у женщин, не удалось проскользнуть мимо него и Катрин, она даже родила ему сына, но в браке им пребывать не удосужилось.
И так, фильм Луиса Бунюэля «Дневная красавица»(1967) заставил меня задуматься над творчеством режиссера. Фильм о том как жена богатого человека, которая имеет все, добровольно идет в элитный публичный дом для того, чтобы удовлетворить телесные желания. Работать она может только днем, поэтому и получает рабочий псевдоним «Дневная красавица». Среди проституток она самая оплачиваемая, самая элитная, самая элигантная, блондинка голубых кровей. Вот ее то и играет молоденькая Катрин Денев. Необыкновенно красивая, обаятельная актриса, шелк волос которой отдает блеском. Она авантюристка,  ведет двойную жизнь. Эту двойственность режиссер подчеркивает параллельными эпизодами, в которых муж жутко расправляется  с ней. Например, начало фильма: влюбленные спокойно едут в бричке по загородной дороге и резко все меняется: мужчина  сбрасывает девушку на землю,  потом привязывает к дереву и  сильно  хлистает  ее тело плеткой, обзывая «грязной шлюхой». После этого фильма, я переосмыслила Бунюэля : он не берет яркостью сюжета или приспособлений съемки, он заставляет думать, и много думать после просмотра. Кстати, костюмы к этому фильму разрабатывал Ив Сен-Лоран, который боготворил Денёв и считал ее одной из своих трех муз на ряду с Марлен Дитрих и Лилей Брик!

   Фильм «Тристана»(1970) опять в главной роли с К. Денёв. Потряс  безнадежностью и несправедливостью: прекрасная девушка Тристана теряет после болезни ногу и ей остается только приспосабливаться к жизни, лишаясь молодого любимого. Она возвращается к своему старому попечителю, который нахально принудил ее к замужеству и от которого она сбежала. Она возвращается к нему, чтобы медленно гнить и умирать, не видя яркости красок  жизни. Но вспоминается то, что каждый получает по заслугам, значит ей есть за что платить…воинственное имя героя Тристана придает девушки боевой выдержки и холодности бойца, утратившего любовь.
«Дневник горничной» (1964). раньше мне казалась,что я совсем не люблю Жанну Маре. Не смотря вроде бы на симпатичную внешность, она  во всех благочестивых ролях выглядела пошло. Потому ей так шла роль в «Опасных связях» (фильм режиссера Роже Вадима). Но здесь она играет милую горничную, приличную девушку, которая приезжает с Парижа в маленький городок сельского типа в поместье для того, чтобы работать. В итоге выходит замуж за богатого помещика -  соседа ее хозяев. В фильме показана аморальность богатых владельцев по отношению  к прислуге. Хозяева считают, что им все дозволено, раз они платят. Поражает кадры убийства маленькой девочки, которую конюх встречает на степной дороге недалеко от леса, в котором она собирает улиток. После обычного привета, они проходят мима друг друга, но тут мужчина задумывается, глаза наполняются похотью, и он, бросая все, бежит за ней в лес. На контрасте режиссер показывает дикого  кабана: точно также, как зверь ищет добычу, мужчина догоняет девочку, с целью удовлетворить животный инстинкт. После видим только ногу девочки, по которой лазят улитки.  В городе известие, что маленькую девочку нашли в лесу зверски убитую, а перед этим изнасилованную. Горничная догадалась и разными путями хотела посадить убийцу, она сдала его полиции, но его выпустили и жизнь наладилась: «Не пойман – не вор».  И вот после этого я перешла на ранний этап творчества Луиса Бунюэля. И после этого фильма мне открылся шарм этой актрисы Моро, она ведь совсем не стремится быть миленькой, смазливенькой, она умна и строга, а ее как будто бы с синяками глаза таят мудрость, женскую глубокую мудрость.
Когда узнала, что Бунюэль был другом Сальвадора Дали, одного из любимы моих художников, заинтересовалась его  творчеством еще больше. Хорошо зная работы Дали, никогда не предавала большого значения его первому «сборному» периоду исканий в творчестве. А именно там обнаруживается портрет Луиса Бунюэля (1924). А уже в 1929 году они пишут совместный киносценарий, по которому Бунюэль снимает черно-белое немое кино «Андалузский пес». Ощущение такое, что в этом фильме все идеи просто взяты с картин Дали.  И непонятная рука, которая лежит на площади, и муравьи, вылезающие из дыры в ладони у мужчины, и кадр, где он тянет на себе простынь, а за ней тянется и вся мебель в комнате, и рояль, и туша зверя. И наконец, финальная сцена отображает предтечу картины «Тристан и Изольда», которую Дали создаст намного позже, в 1944 году, немного дорисовав детали. Все это полумистическое, а скорее сюрреалистическое действие происходит под звуки танго, которое,  то замедляется, то ускоряется, и длится оно до 15 минут. Но этот «бред» в лучшем случае этого слова поистине красив, художественен и ярок. Первое творение кинорежиссера Бунюэля.
«Симон-пустынник» (1965).  Святой Симон стоит в пустыне на верху колонны и отрекается от всего земного, мало ест, не спит, не следит за порядком жизни. К нему приходят молится и просить чуда; однажды он возвращает мужчине отрубленные руки. Он действительно творит чудеса и все только молитвой к Господу. Его постоянно искушает дьявол, являясь к нему в разном облике,  но Симон четко противостоит ему. И лишь однажды он изменяет вере, Богу, себе, однажды и навсегда. К его колонне прикатывает гроб с прекрасной женщиной, которая забирает его на шабаш. После этого колонна пуста, а Симон уже одетый в стиль 60-х гг. находится в баре, где играют джаз. Он курит трубку, а его ведьма уходит в дикую пляску с криком :«Терпи, Симон, терпи!!!»….. 
И больше всего меня потряс фильм «Достойны сострадания» («Забытые» 1950). Фильм основан на реальных событиях и рассказывает о реальных людях. Это жизнь бедняков, захолустных парижских трущоб, которые выращивают попрашаек, убийц, и мелких ворюшек. И даже те, которые хотят выбраться, все равно не могут этого сделать. Особенный акцент режиссер делает на показе жизни детей. Фильм поражает:  единственным выходом из мира зла, как для доброго Педро, который не сделал ничего плохого, остается смерть. И прав окажется полицейский в участке, который скажет: «Родителей нужно наказывать за такое воспитание: не получая тепла дома, они ищут его на улице». А там находят лишь сигареты, драки, воровство. И на вопрос полицейского «Так вы не любите  своего сына?», мать Педро отвечает: «За что мне его любить, я даже не знаю кто его отец». ..Не удивительным есть то, что она будет добровольно спать с тем человеком, который несколько раз подставлял ее сына и в итоге убъёт мальчика. Не удивительно, что ее муж умер лет пять назад, а на ее руках уже почти годовой ребенок, скорее всего отца которого она тоже не помнит…
    Луис Бунюэль – спокойный обозреватель душ людских и разных миров наших внутренних Я. Не эффектен в языке выражения темы, он эффектен во внутренних переживаниях этой темы. Ставит вопросы, над которыми нужно думать и загадки, которые нужно  разгадывать…Каждый в одном и том же фильме видит свой, потому мне очень интересны мнения про творчество Бунюэля. Пишите…

Комментариев нет:

Отправить комментарий