четверг, 9 августа 2012 г.

разный Чехов

 

Чехова можно или даже уже нужно трактовать как угодно. Это один из немногих авторов, который действительно нужен и возможен. Экранизации Чехова просто превосходны. Особо интересно их градация. Еще ближе к жизни автора, почти всю первую половину 20 ст. его рассказы очень мягко трактовались, их пытались целиком переносить на экран, ничего не приуменьшая и ничего не преувеличивая ( «Человек в футляре» с Николаем Хмелевым – Беликовым, или «Дама с собачкой», «Шведская спичка»). Послевоенный период потребовал переоценки всех ценностей и даже взгляд на Чехова стал иным. В советском кинематографе появляется фильм якобы про современность, но устами Чехова «Мой ласковый и нежный зверь» с Янковским, а казалось бы обычный добрый советский фильм, или «Плохой хороший человек» по рассказу «Дуэль» (c легендарными В. Высоцким и О. Далем, Папановым), однако рядом и переосмысление А. Кончаловским «Дяди Вани» в главной роли И. Смоктуновским
- актером новой психологической формации, интеллектуалом, и сверхчувственным человеком. И прекрасная Ирина Мирошниченко – Елена Андреевна кажется эфиром, неземной богиней. В фильм добавляются фотографии голодного времени, то, что было параллельно с Чеховым, когда он писал свою пьесу. «Недописанная пьеса для механического пианино» Н. Михалкова – это проба вместить всего Чехова в один фильм, показать типажи, проблемы, страдания интеллигенции, создать атмосферу и отдать дань великому мастеру краткости и прозы. Но фильм наполнен порывами легкости, прозрачности, он весь пропитан поезией. Фильм «О любви» отправляет нас в заведомо заданную иллюзию, здесь не скрывается театральная условность. Декорации – бутафорны, а в фильм врываются надписи о погоде во время съемок, потом нам показывают саму съемочную площадку со всей техникой. Три истории составляют канву этого фильма – рассказ «Доктор», водевиль «Медведь» и рассказ «Володя» А.Абдулов, Збруев и др. повествуют об одной из самых главных тем Чехова – о любви. О сильной, о порочной, о любви с первого взгляда, или же о неудачной интрижке, которая заканчивается выстрелом молодого «гадкого утенка» Володи себе в рот. Даже современные французы вспомнили про русского гения и сняли современный вариант «Чайки». Только имена у них свои и сюжетец тоже свой. «Малышка Лили» - где Лили –это Заречная. Действие разворачивается во Франции во время киношной эйфории, всем охота стать киноактрисами. История с Лили повторяет историю Заречной, только в кинематографе. И финал тут оптимистичный, но уж больно замысловатый, можно запутаться. Туташний Треплев все уладил он снял филь в фильме, где Лили стала чайкой, а он застрелился, но это в фильме, а в жизни они остались все при своем и все счастливы. Вот такой французский хеппи енд, изловчились мол! И самым современным фильмом является «Сад» Овчеренко. Вот против этого фильма выступало большая часть чеховедов и чехолюбов. Фильм снят в шаржевой манере, и это скорее шарж не на самого Чехова, а на театральные традиции трактовки его пьес, на вековые штампы, на общие места, которые переходили со спектакля в спектакль, от исполнителя к исполнителю. И в этом фильме нет ничего предосудительного или не верного. Наоборот здесь смех, шутки, и в общем получается комедия, как Чехов сам обозначил жанр. Снимался фильм в театральном павильоне, вишневый сад изобиловал цветением, что тоже вызывало смех. Раневская напоминала во всем манеру игры Книппер-Чеховой, своей первой исполнительнице. И этот тонкий юмор во всем. Даже в этом Фирсе, весь грим и пастиж которого пропахлись прослойкой театральщины. Антон Павлович на века, весь перед нами как угодно! Как вам понравится! Такое еще возможно разве что только с Шекспиром!!! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий